МОДУЛЯЦИЯ УСКОРЕНИЯ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ - СВЯЗЬ С КОНСТРУКЦИЕЙ - ЕЗДОВЫЕ СВОЙСТВА
Линейность ускорения относительно нажатия педали акселератора (далее - ПА) — это зависимость ускорения от ПА. Она характеризуется:
  • прямолинейностью зависимости
  • отсутствием провалов и рывков – автомобиль не реагирует неожиданно резко или с задержкой на нажатие ПА – водитель легко дозирует тягу.
Линейность крайне важна для уверенного и плавного управления и обеспечивает его интуитивность – водитель чувствует прямую «связь» с автомобилем. Она зависит от калибровок системы управления двигателем.

Нелинейную характеристику зачастую называют «задемпфированной». Такую характеристику делают для более плавного управления авто (меньше рывков и резких ускорений в городских режимах езды) и для повышения ресурса трансмиссии.

Зависимость с провалами и рывками – это показатель сырых калибровок и редко встречается на серийных автомобилях.
Система управления двигателем включает:
  • входные датчики
  • электронный блок управления (ЭБУ) - миниатюрный компьютер с «зашитым» программным обеспечением –калибровками
  • исполнительные устройства систем двигателя
Входные датчики измеряют конкретные параметры работы двигателя и преобразуют их в электрические сигналы. Информация, получаемая от датчиков, является основой для управления двигателем.

В современных авто с ДВС применяются следующие датчики:
  • давления топлива / давления во впускном коллекторе – тензодатчик, который фиксирует изменение давления за счет деформации мембраны, преобразуя изменение формы в электрический сигнал.
  • частоты вращения коленчатого вала - измеряет изменение магнитного поля от зубцов диска на коленвале, генерируя электрические импульсы
  • положения педали акселератора / дроссельной заслонки - фиксирует угол нажатия ПА за счёт изменения положения контакта потенциометра
  • массового расхода воздуха – фиксирует изменение нагрева чувствительного элемента, который охлаждается воздухом – меняется сопротивление
  • детонации - фиксирует вибрации двигателя при детонации, преобразуя их пьезоэлементом в электрические сигналы
  • температуры ОЖ, масла, воздуха на впуске, кислородные датчики и другие
Электронный блок управления двигателем – принимает информацию от датчиков и в соответствии с калибровками формирует управляющие сигналы на исполнительные устройства систем двигателя. В своей работе электронный блок управления взаимодействует с блоком управления автоматической коробкой передач, системой ESС (или ABS), электроусилителем руля, подушками безопасности и др.
Основные исполнительные устройства входят в состав конкретных систем двигателя :
  • топливная – электрический топливный насос – создает давление, подавая топливо из бака к двигателю.
  • впрыска – форсунки – подают топливо, распыляя его в виде мелких капель для лучшего смешивания с воздухом.
  • впуска – привод дроссельной заслонки – управляет положением круглой пластины, регулируя поток воздуха в двигатель по команде ЭБУ.
  • зажигания – катушка зажигания – преобразует 12 В низкого напряжения в высоковольтный импульс (до 30 кВ) для искры на свече.
  • рециркуляции отработавших газов – электромагнитный клапан – открывается и закрывается регулируя поток газов по сигналу ЭБУ
  • улавливания паров бензина – электромагнитный клапан продувки адсорбера – открывается по сигналу ЭБУ, пропуская пары бензина из адсорбера во впускной коллектор для сгорания.
В ходе калибровок системы управления двигателем подвергаются проработке следующие основные группы параметров (представлены в виде карт (таблиц), кривых или отдельных констант):
  • топливные карты: параметры впрыска топлива для разных режимов работы (RPM, нагрузка, t° и др.).
  • карты углов опережения зажигания: момент зажигания в зависимости от оборотов, нагрузки, t° двигателя, типа топлива.
  • параметры контроля состава смеси: значения соотношения воздух/топливо.
  • параметры управления дроссельной заслонкой: чувствительность педали, фильтрация, демпфирование.
  • параметры холостого хода: целевые обороты, коррекция ХХ в разных режимах (пуск, прогрев, нагрузки).
  • карты коррекции по температуре: поправки впрыска и зажигания на холодном/горячем двигателе.
  • ограничения для защиты двигателя: максимальные обороты, ограничение момента, обороты отсечки, температуры аварийных режимов.
  • регулировки фаз газораспределения: карты работы фазовращателей ГРМ.
  • параметры очистки отработавших газов: зоны работы клапана EGR, реакции на сигналы датчиков О2.
  • параметры для разных экологических режимов (Euro 5/6 и выше)
  • условия взаимодействия с другими системами: кондиционером, усилителем РУ, системы старт-стоп. Например в режиме кик-даун отключается кондиционер для повышения использования мощности двигателя для разгона.
E-mail: anton_haenok@mail.ru
Made on
Tilda