ТРЕБОВАНИЯ ПО ВНУТРЕННЕМУ И ВНУТРЕННЕМУ ШУМАМ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ - СВЯЗЬ С КОНСТРУКЦИЕЙ - ВИБРОАКУСТИЧЕСКИЙ КОМФОРТ
К виброакустическому комфорту относят обязательные законодательные требования:
  • внутренний шум
  • внешний шум

На текущий момент в РФ по внутреннему шуму допускается максимальный уровень в салоне легкового автомобиля 77дБА на уровне органов слуха водителя и всех пассажиров. При этом оценивается максимальный шум при разгоне автомобиля до скорости 120 км/час, а также на постоянных скоростях в диапазоне от 60 до 120 км/час.

Внешний шум авто с ДВС, совершающего интенсивный разгон со скорости 50 км/час, не должен превышать 74 дБА, по существующим сейчас требованиям. Эти режимы движения автомобилей выбраны из принципа прохождения автомобилем перекрестков со светофорами, где обычно скапливается много пешеходов. Для новых и разрабатываемых автомобилей внешний шум должен быть ниже и не превышать 72 дБА, а в дальнейшем - 70 дБА – намечена тенденция на снижение звукового воздействия на пешеходов. Во многих странах уже сейчас действуют эти требования.

К электромобилям дополнительно предъявляют требование не быть тише 66 дБА в городских режимах. Такие электромобили или автомобили-«гибриды» проходят дополнительные испытания на малых скоростях и при движении назад. На основании этих испытаний принимаются решения об оснащении специальными устройствами звукового предупреждения. Это связано с тихой работой электромоторов на малых нагрузках и необходимо для того, чтобы пешеходы, привыкшие к шуму авто с ДВС были предупреждены о приближении электромобиля.
Внутренний шум автомобиля зависит от нескольких ключевых факторов:
  • передаточная функция кузова
  • уровень шумов, связанных с силовым агрегатом
  • уровень шумов от дороги
  • уровень шумов от шасси
  • уровень аэродинамических шумов

Передаточная функция кузова – это характеристика, описывающая, как звуковое давление и вибрации передаются и распространяются внутри автомобиля от внешних источников шума к внутреннему салону. Она показывает зависимость между входным звуковым воздействием (например, шумом двигателя, дороги или ветра) и уровнем шума, воспринимаемым внутри салона.

Передаточная функция отражает акустическую и вибрационную реакцию кузова и салона авто, учитывая резонансы, стоячие волны и влияние конструкции автомобиля.

Эта функция является важной при проектировании шумоизоляции, акустики салона и звукового комфорта автомобиля, помогает оптимизировать материалы и конструкции для снижения уровня шума и вибраций в салоне.
Передаточная функция кузова автомобиля зависит от нескольких ключевых факторов:
  • размер и геометрия кузова — влияют на стоячие волн и резонансы, которые меняют амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) шума внутри салона.
  • жёсткость кузова — «мембранные» колебания панелей кузова приводят к искажениям передачи шума, особенно на низких частотах.
  • материалы и конструкция панелей — их виброакустические свойства определяют уровень поглощения или отражения шума.
E-mail: anton_haenok@mail.ru